Мое хобби – фотографирование
                         (продолжение)

фотограф   

Выбор объектива

Я долго не мог решить с чего надо рассказывать о выборе фотоаппарата для путешествий – с выбора собственно камеры или выбора объектива. Но решил дать представление о типах фотокамер, прежде чем начать разговор об объективах.

  

Теперь поговорим об объективах.

Как я уже писал, что, выбирая зеркальную или беззеркальную камеру, мы выбираем систему. В принципе даже покупая «мыльницу» (обобщенное понятие, куда входят и компактные аппараты с ультразумами, и примитивные аппаратики с маленькой матрицей), мы, в конечном счете, покупаем систему. Любой фотоаппарат состоит из собственно камеры с начинкой из матрицы, процессора, кучи разных технических штук и объектива, и еще неизвестно, что в большей степени оказывает влияние на качество изображения объектив или камера.

   Компактный аппарат с хорошим объективом может обойти даже дорогую зеркалку с темным некачественным объективом. Во вступительной статье я описал некоторые характеристики, которые присущи объективам. Одна из их характеристик это фокусное расстояние. Еще со времен пленочных фотоаппаратов фокусное расстояние принято указывать для 35 мм пленки с размером кадра 36х24 мм. С приходом эры цифрового фото и видео размер кадра (матрицы) стал более разнообразным. Это было связано с трудностями изготовления матрицы большого размера.

   Сейчас технология позволяет производить матрицы даже для среднеформатных камер, но стоимость таких матриц велика, поэтому полнокадровые и среднеформатные матрицы применяют в дорогой профессиональной и полупрофессиональной аппаратуре. Камеры, имеющие матрицу отличную от полнокадровых в сторону уменьшения, называют «кропнутыми».

   Для APS-C кроп-фактор будет колебаться от 1,62 (Canon) до 1,52 (Nikon, Pentax и др.). У камер системы «4/3» (Four Thirds – Olympus, Panasonic) матрицы еще меньше, соответственно, кроп-фактор равен – 2,0. В результате объектив с одним и тем же фокусным расстоянием в сочетании с матрицами разного размера будет давать различные углы зрения, т.е. будет охватывать больше или меньше фотографируемого пространства при проекции изображения на матрицу.

   Поэтому объективы даже выполненные на одном байонете, но спроектированные специально, к примеру, для матрицы APS-C, не будут должным образом работать на полном кадре. Обратное использование объективов вполне допустимо. Поэтому когда говорят, с каким фокусным расстоянием предпочтительнее иметь объектив для тех или иных видов съемки, указывают фокусное расстояние для 35 мм пленки, а для камер с кроп-фактром производят перерасчет. Для соответствующего объектива надо это фокусное расстояние указанное для полного кадра умножить кроп-фактор камеры.

   Например, для съемки пейзажей рекомендуются объективы с фокусным расстоянием 24 мм, тогда для APS-C матрицы Canon – 24х1,62=38,88 мм (ближайшее стандартное фокусное расстояние 40 мм), для Nikon соответственно подойдет объектив с ближайшим фокусным расстоянием 35 мм.

   По углу охвата визуального пространства объективы делятся на сверхширокоугольные (например, «рыбий глаз» с углом охвата 180 град. и фок. расст. от 4,5 мм ), широкоугольные до 50 мм и теле – свыше 50 мм.

   О светосиле объективов мы уже говорили, но поговорим еще немного. Напомню – светосила это способность объектива пропускать свет с минимальными потерями. Эти минимальные потери могут для разных объективов могут быть различными. Это зависит от оптической схемы объектива, материала линз, просветления. Светосила численно равна значению максимально открытой диафрагмы. Поэтому если на объективе указана, к примеру, диафрагма равная f/2,0 – это светосильный объектив, а если f/3,5 и выше – темный. Чем выше светосила объектива, то при прочих равных условиях может потребоваться меньше выдержка или чувствительность ISO.

   Светосила указывается тремя равноправными способами, например, F2 или f/2 или 1:2, что обозначает диафрагму со значением равным 2.

   В мире нет ничего идеального. Например, некоторые объективы на диафрагме равной f/2 не всегда резки по всему полю кадра (как правило, резкость падает от центра к краям объектива), но достаточно прикрыть диафрагму до f/2.2, то резкость становится ровной по всему полю кадра.

   Иногда говорят об относительном отверстии объектива, подразумевая светосилу объектива. Отношение диаметра входного отверстия (зрачка) объектива к его фокусному расстоянию называется относительным отверстием.

  

Боке

boke    Светосила объектива влияет на такую характеристику объектива, как размытие заднего и переднего плана определенного величиной ГРИП. Субъективное художественное восприятие этого размытия называется боке (англ. Bokeh – размытие).

   Если взять лупу и сфокусировать свет от точечного источника на плоскость, то свет от него будет выглядеть точкой. Если немного отодвинуть лупу от плоскости, то изображение точечного источника расфокусируется и превратится в кружок. Этот кружок называется кружком нерезкости или пятном рассеянья. Тоже самое происходит и в фотоаппарате с той лишь разницей, что объектив представляет сложную оптическую систему и получить идеальный кружок не всегда удается. Возникающие в области размытия световые пятна могут оказывать существенное влияние на эстетическое восприятие фотографии.

   aperture На качество боке, кроме собственно оптики существенное влияние оказывает форма отверстия диафрагмы. Дело в том, что отверстие диафрагмы формируется лепестками особой формы. Чем больше лепестков, тем лучше. Считается, что 9 лепестков позволяют получить практически идеальный круг отверстия диафрагмы. Если лепестков меньше, то кружок нерезкости по форме может превратиться в фигуру напоминающую гайку, что выглядит неэстетично.

   Боке становится заметным при малой глубине резкости и среди прочего зависит от фокусного расстояния объектива и относительного отверстия диафрагмы. боке

   В заключение разговора о боке следует сказать, что восприятие фотографии как и любого вида искусства сугубо индивидуально, аналогично можно сказать и о боке. Правда всегда присутствует общепринятое мнение – придерживаться его или нет решать вам.



Рисунок объектива

   Рисунок объектива, как и боке – чисто субъективное понятие. Как и боке его невозможно как-то измерить. Рисунок объектива – индивидуальное восприятие того, как именно объектив передаёт детали изображения. Рисунок считается хорошим, если изображение мягкое, пластичное, но с качественным воспроизведением деталей.

   Боке и рисунок объектива создают широкое поле для дискуссий и споров эстетов. Но решающее значение для вас в их спорах будет иметь только ваше мнение, основанное личном восприятии изображений полученных при помощи того или иного объектива. Хотя иногда бывает полезно прислушиваться и к мнению уважаемых экспертов.



Хроматические аберрации

аберрации



   Это явление обусловлено различным показателем преломления для света различных длин волн и проявляется в виде цветных контуров у предмета съёмки на границах резких перепадов яркости. Чем качественнее объектив, тем хроматические аберрации меньше. Уменьшить хроматические аберрации можно на стадии конвертации RAW-изображения в редакторе изображений.











Виньетирование

Виньетирование



   Это затемнение фотографии по краям кадра. Особо больших неприятностей это явление не приносит и к тому же легко исправляется программно. Но при сшивании панорам вручную виньетирование может доставить немало хлопот.







Дисторсия

Дисторсия



   Дисторсия объектива – это геометрическое искривление предметов. Чаще всего, она заметнее на широких углах объектива – чем шире угол, тем больше искажения. Для уменьшения дисторсии применяют специальные сверхширокоугольные объективы, либо ее можно попытаться исправить в некоторых конверторах RAW или в графических редакторах.  







Фиксированные и зум-объективы.

Если покупка камер с несменяемыми объективами не оставляет возможности выбора объектива – какую камеру выбрали, такой и получили, то зеркальными и беззеркальными камерами дело обстоит иначе.

   В каждой системе (камера + байонет) существуют большой выбор объективов, которые, как правило, перекрывают все мыслимые фокусные расстояния. Поэтому набрать линейку высококачественных объективов с фиксированным фокусом не составляет труда, были бы деньги. Но нужно сказать, что денег на такой подбор объективов понадобиться в несколько раз больше, чем на покупку самой камеры. И если у нас идет разговор о путешествиях, то таскать такой набор с собой достаточно тяжело, если вы конечно не ведете съемку практически из окна автомобиля. Кроме того, с огромным кофром вас не всегда пустят в какой-нибудь музей.

   Путешествовать с одним «фиксом» на все случаи жизни крайне неудобно, т.к. не всегда можно подойти или отойти от снимаемого объекта, для того, что бы уместить его изображение в кадр. Это кстати касается и компактов с фиксированным фокусом. Альтернатива «фикса» для путешественников является зум-объектив. На мой взгляд, покупать объектив с диапазоном зумирования больше 10 нет смысла, т.к. наверно половина фокусных расстояний будет сопровождаться тривиальными искажениями.

   Наиболее качественные зумы имеют диапазон изменения фокусного расстояния в пределах 3 – 5. Правда такого зумирования может не хватить и придется брать с собой еще один объектив. Компромиссом может стать 7- кратный зум-объектив. Например, большинство фирм-производителей имеют в своем арсенале сравнительно качественные зум-объективы с диапазоном фокусных расстояний 18 – 135 мм, которые удовлетворят путешественников практически для всех условий съемки.

Объектив
-------------------
Характеристики
Canon EF-S
18-135mm
f/3.5-5.6 IS USM
Sony E
18-135mm
f/3.5-5.6 OSS
(SEL18135)
Pentax SMC
DA 18-135mm
f/3.5-5.6 ED
AL [IF] DC WR
Nikon
18-140mm
f/3.5-5.6G ED
VR DX AF-S
Тип объектива зум зум зум зум
Фокусное расстояние 18 – 135 мм 18 – 135 мм 18 – 135 мм 18 – 140 мм
Кратность зума 7.5x 7.5x 7.5x 7.6x
APS-C да да да да
Диафрагма F3.50 – F5.60 F3.50 – F5.60 F3.50 – F5.60 F3.50 – F5.60
Минимальная диафрагма F38 F22 F38 F38
Крепление/ байонет Canon EF-S Sony E Pentax KA/
KAF/KAF2/KAF3
Nikon F
Автоматическая фокусировка есть есть есть есть
Стабилизация изображения есть есть в камере есть
Конструкция :
число элементов / групп элементов 16 / 12 16 / 12 13 / 11 17 / 12
асферических элементов 1 1
низкодисперсных элементов 2 1 1
число лепестков диафрагмы 7 7 7 7
Размеры (D x L) 77.4 x 96 мм 67.2 x 88 мм 76 x 73 мм 78 x 97 мм
Вес 515 гр. 325 гр. 405 гр. 490 гр.
Средняя цена 24000 руб. 23000 руб. 29000 руб. 18100 руб.


   Важным элементом автофокусных объективов является привод, который осуществляет перемещение блоков линз, для фокусировки изображения на поверхность матрицы.

   Первоначально мотор для фокусировки находился в корпусе фотоаппарата, и вращение вала двигателя передавалось в объектив при помощи специального соединительного вала называемого отверткой. Так было до тех пор пока Canon в 1987 году первым не встроил мотор в корпус объектива. Следом за ним пошли и другие фирмы полностью отказавшись от «отвертки». Единственной фирмой, которая наряду с современными течениями в области объектива строения, поддерживает в своих зеркальных аппаратах старые объективы с внешним двигателем, является Pentax.

   Встроенные двигатели бывают, как и традиционного исполнения, которые перемещают фокусирующий оптический блок либо системой косозубых шестеренок, так и шаговыми с винтовой передачей. Последние работают быстрее и тише первых.

   В последнее время в качестве приводов фокусировочных оптических блоков объективов стали применяться ультразвуковые моторы. Эти моторы позволяют бесшумно проводить почти мгновенную фокусировку фотокамеры на снимаемый объект.

   моторы Фотографии моторов позаимствованы из блока Аркадия Шаповала

   Кроме фирм, которые производят объективы для своих камер, есть фирмы производящие оптику с различными байонетами, например, Tamron, Sigma и др. Их оптика бывает не намного хуже родной, но более дешевой.

   Некоторые камеры позволяют устанавливать на них старую неавтофокусную (мануальную) оптику через специальные переходники. Правда об автофокусе придется забыть. Зато такая оптика, как говорят, обладает шармом прекрасного рисунка и пластики.

   Многие фирмы выпускают объективы с одними и теми же оптическими свойствами в защищенном и незащищенном исполнении. Климатически защищенная камера в купе с таким же объективом позволяет снимать при неблагоприятных погодных условиях без риска вывести дорогостоящее оборудование из строя.

  

Маркировка объективов

Каждая фирма по свому маркирует свои объективы. Приведу некоторые обозначения объективов зеркальных камер для наиболее популярных фирм-производителей.

  

Canon:

AL (Aspherical Lens)– оптическая схема включает асферические линзы для снижения сферических аббераций;
EF (Electronic Focus) –- автофокусный объектив для пленочных и полнокадровых цифровых фотокамер;
EF-S (Electronic Focus – Short) – автофокусный объектив только для цифровых фотокамер с кропнутой матрицей APS-C.Использование объективов EF-S с полнокадровым аппаратом невозможно;
IF (Internal Focusing) – внутренняя фокусировка. При наводке на резкость перемещение линз осуществляется внутри объектива.
Как правило, такая оптика дороже, но пылевлогозащищенность у нее очень хорошая;
IS (Image Stabilizer) – оптическая стабилизация изображения внутри объектива;
L (Luxury) – профессиональная серия объективов Canon. Очень высокого качества, но дорогие;
USM (Ultra Sonic Motor) – ультразвуковой мотор фокусировки;
Macro – объектив для макросъемки. Позволяет снимать мелкие объекты в крупном масштабе. Как правило, резок даже при открытой диафрагме;
FE (FishEye) – фишай, рыбий глаз. Сверхширокоугольный объектив, который сильно искажает изображение.

  

Nikon:

MF ( Manual Focus) – неавтофокусные объективы;
AF – автофокусные объективы.
D – автофокусные объективы серии D передают информацию о дистанции фокусировки в камеру. Благодаря этому при расчете экспозиции учитывается расстояние до объекта съемки, что помогает более точно подбирать экспозиционные параметры при работе со вспышкой;
AF-S – в объективах используется ультразвуковой мотор (Silent Wave Motor), с помощью которого осуществляется автофокусировка;
M/A – в этом режиме объективы AF-S можно практически мгновенно переключать из режима автофокусировки в режим ручной фокусировки.
VR – стабилизатор изображения внутри объектива;
DC (Defocus-image Control) – можно контролировать степень сферической аберрации на переднем или заднем плане путем вращения установленного на объективе кольца DC. При этом образуется круглое кольцо дефокусировки, идеальное для портретной съемки;
IF – внутренняя фокусировка;
RF – “задняя” фокусировка. При использовании RF фокусировка осуществляется за счет перемещения задней, наиболее легкой, групп линз;
CRC (Close-range Correction) – коррекция для съемки на близком расстоянии. Система CRC позволяет добиться максимального качества изображения не только при наводке на бесконечность, но и при фокусировке на близко расположенные объекты;
ED (Extra-Low Dispersion) – для уменьшения хроматической аберрации в объективах используется специально разработанное стекло со сверхнизкой дисперсией;
SIC (Super Integrated Coating) – фирменное "суперинтегрированное" многослойное покрытие линз уменьшает эффекты отражения и бликования;
N (Nano-Crystal Coating) – ещё одно фирменное "нано-кристальное" покрытие оптических элементов, практически продотвращает внутренние отражения и существенно уменьшает "сияние" ультра-широкоугольных объективов;
ASP – для устранения аберрации используются асферические элементы.

  

Pentax

PZ (Power Zoom) – механический привод зума;
DA – объектив для цифровых камер с уменьшенной матрицей (APS-C) без кольца диафрагмы;
FA – объективы, передающие в камеру информацию о значении диафрагмы с максимальной MTF;
J – объективы с диафрагмой, управляемой из камеры; не имеют кольца диафрагмы;
SMC (Super Multi-Coating) – многослойное просветление;
SDM (Sonic Direct drive Motor) – ультразвуковой мотор фокусировки;
DA – профессиональные объективы в пылевлагозащищённом исполнении;
ED (Extra-Low Dispersion) – линзы из стекла со сверхнизкой дисперсией;
AL (Aspherical Lens) – асферические линзы;
IF (Internal Focusing) – внутренняя фокусировка;
WR – пыле- и брызгозащищенные объективы;
Limited – высококачественные объективы, выпускаемые ограниченной серией.

  

Olympus и Panasonic:

ZD (Zuiko Digital) – для цифровых камер системы 4/3;
M.Zuiko Digital – для цифровых камер системы Micro 4/3;
Macro – для макросъемки;
ED (Extra low Dispersion) – линзы из стекла со сверхнизкой дисперсией;
SWD (Super Wave Drive) – ультразвуковой привод фокусировки;
M-OIS (Mega Optical Image Stabilisation) – стабилизация изображения в объективе (для Panasonic);
Top Pro – пыле- и брызгозащищенные объективы с постоянной светосилой (Panasonic);
Pro – пыле- и брызгозащищенные объективы (Olympus):
Standard – любительская серия объективов, маркируются синим кольцом (Olympus).

  

Sony

Байонет Sony α (SAL) –для зеркальных камер;
Байонет Sony Е (SEL) – для беззеркальных камер;
DT (Digital Technology) –объективы, которые предназначены для камер с APS-C матрицами;
FE (Full-frame E-mount) – линзы, предназначенные для использования с полнокадровыми беззеркальными камерами Sony;
CZ (Carl Zeiss) – объективы разработанные компанией Carl Zeiss, для камер с байонетом A, очень качественная оптика и очень дорогая;
G (Sony Professional Lens) – профессиональная серия объективов;
Vario-Sonnar, Planar T*, Sonnar T*, Distagon T* – обозначения типа конструкции объективов от Carl Zeiss;
SAM (Smooth Autofocus Motor) – привод системы автофокуса объектива;
SSM (Super Sonic wave Motor) –ультразвуковой привод системы автофокуса объектива;
STF (Smooth Transition Focus) – в объективе присутствует оптический элемент, благодаря которому переходы между областями в фокусе и не в фокусе отображаются очень плавно;
APO – объектив содержит апохроматические элементы для уменьшения хроматических аберраций;
xi – функция изменения фокусного расстояния встроенным мотором;
Macro – обозначение макро-объективов Sony;
OSS (Optical Steady Shot) – система стабилизации изображения в объективе;
PZ (Power Zoom) – моторизированный привод трансфокатора для плавного изменения фокусного расстояния;

  

Tamron:

Di (Digitally Integrated) – для полнокадровых цифровых зеркальных фотокамер;
Di II (Digitally Integrated II) – для цифровых зеркальных фотокамер с матрицей APS-C;
SP (Super Performance) – улучшенная серия объективов;
XR (Extra Refractive Index) – линзы из стекла с увеличенным коэффициентом преломления, позволяющего уменьшить толщину и массу линз;
ASL (Aspherical Lenses) – гибридные асферические элементы;
LD (Low Dispersion) – линзы с низким рассеиванием;
XLD (eXtra Low Dispersion) – линзы со сверхнизким рассеиванием;
AD (Anomal Dispersion) – линзы с аномально низким рассеиванием;
HID (High Index Dispersion) – линзы с низким рассеиванием;
IF (Internal Focusing) – внутренняя фокусировка;
SHM (Super-Hybrid Mount) – супергибридный байонет (пластмасса, усиленная стальным кольцом);
VC (Vibration Compensation) – стабилизатор изображения;
USD (Ultrasonic Silent Drive) – бесшумный ультразвуковой привод фокусировки;
ZL (Zoom Lock) – блокировка кольца зумирования;
AF/MF (Auto-focus/Manual-focus) – переключение режима кольцом фокусировки;
FEC (Filter Effect Control) – возможность вращения поляризационного фильтра при установленной бленде;
Macro – объектив с возможностью макросъемки.

  

Sigma:

EX – принадлежность объектива к серии Sigma EX. Объективы имеют улучшенные оптические и механические свойства;
ASP (Aspherical Lenses) – использование в оптической схеме объектива асферических линз для;
APO (Apochromatic Lenses) – использование низко-дисперсных стекол для уменьшения хроматической аберрации;
OS (Optical Stabilizer) – стабилизатор изображения в объективе;
HSM (Hyper-Sonic Motor) – авто-фокусные объективы Sigma с ультразвуковым моторм фокусировки;
RF (Rear Focus) – система фокусировки за счет перемещения задней группы линз внутри объектива для более быстрой и бесшумной фокусировки;
IF (Inner Focus) – система внутренней фокусировки за счет перемещения внутренней группы линз без изменения физических размеров объектива при фокусировке. Передний элемент объектива не вращается, что позволяет полноценно использовать градиентные и поляризационные фильтры;
DG – светосильные широкоугольные объективы с малыми минимальными дистанциями фокусировки. Оптимизированы специально для использования с цифровыми камерами;
DC – объективы, разработанные для работы только с цифровыми камерами, имеющими неполнокадровую матрицу, имеют меньшие размеры и массу, чем их аналоги для полного кадра.

   Объективы Sigma и Tamron выпускаются с байонетами для объективов различных фирм.

   Пример расшифровки названия объектива:

выбор фотоаппарата

Итак, подведем итог выбору фотоаппарата для путешествий:
1. Определяемся с бюджетом;
2. Если бюджет не ограничен выбираем самый легкий, самый качественный, самый удобный для вас аппарат с великолепными объективами;
3. Если бюджет все-таки ограничен, что скорее всего, выбор по моему мнению надо начинать с системы, т.е. если это зеркалка или беззеркалка в которой есть удовлетворяющие вас объективы и сама камера. Причем если бюджет ограничен, то лучше потратиться на хорошие стекла, чем на продвинутую камеру («тушку»);
Со временем все равно приходится менять камеру (камера морально устаревает, ломается и т.д.), но объективы, как правило, живут намного дольше;
4. Если вы приобретаете компактную камеру («мыльницу») все равно надо смотреьб в первую очередь на объектив, светлый качественный объектив доже с относительно шумящей матрицей делать гораздо качественнее снимки относительно более качественной матрицы с плохим темным объективом;

   Я не предлагаю конкретные камеры для приобретения для путешествий, т.к. у каждого человека слишком много разных предпочтений и возможностей. Единственное, что я рекомендую перед покупкой обязательно подержать камеру в руках и по возможности произвести несколько тестовых снимков, чтобы рассмотреть их дома, не торопясь.

                    [1]   [2]   [3]   <<<<< Перейти к продолжению>>>>> [5]   [6]  

   (продолжение следует)