Мое хобби – фотографирование
                         (продолжение)

фотограф

Форматы изображений

   В настоящее время фотоизображения сохраняются в фотокамерах в форматах RAW и JPEG. RAW (англ. raw – сырой, необработанный) – формат цифровой фотографии, содержащий необработанные данные, полученные с фотоматрицы. В таких файлах содержится полная информация о хранимом сигнале, не имеющая чёткой спецификации (стандарта).

   В Raw-файлах цифровых фотоаппаратов обычно содержатся:
     •     дискретные значения сигнала получаемых с элементов матрицы;
     •     метаданные идентификация камеры;
     •     метаданные техническое описание условий съёмки;
     •     метаданные параметры обработки по умолчанию;
     •     «превью» (упрощенные картинки небольшого размера), обычно JPEG среднего качества.

   По аналогии с пленочной фотографией RAW файл иногда называют негативом, а процесс его преобразования в другие стандартные форматы изображения – «проявкой». Как правило, это преобразование («проявка») производится вне камеры на более мощных персональных компьютерах, хотя в настоящее время появились фотокамеры позволяющие производить «проявку» в самом аппарате. Насколько это удобно – это большой вопрос.

   Файлы в формате JPEG (JPG) записываются в память фотоаппарата после преобразования информации получаемой с матрицы средствами самого аппарата. За время существования персональных компьютеров, было придумано множество способов (форматов) сохранения изображения в различных устройствах памяти (жесткие диски, дискеты, флешки и т.п.).

   Исторически первоначально каждая точка изображения для записи в файл имела полное цвето-яркостное описание, но файлы в таких форматах (например, BMP) имели очень большой размер, что делало их непригодными для использования в цифровых фотоаппаратах.

   Поэтому для уменьшения размеров файла были придуманы специальные алгоритмы, которые действовали таким образом, что получаемые изображения мало отличаясь от исходного изображения, имели гораздо меньший объем данных. Такой процесс стали называть сжатием. Степень сжатия влияет на размер файла и качество изображения. Понятно, что чем сильнее степень сжатия файла, тем качество изображения ниже.

   К сжатым изображениям относится и формат JPEG (JPG), ставший очень популярным и применяемый практически во всех фотоаппаратах с момента появления цифровой фотографии.

   В фотокамерах, как правило, применяются три степени сжатия: лучшее (fine) качество, нормальное (normal) качество и базовое (basik) качество. Учитывая, что карты памяти в настоящее время имеют возможность сохранить огромное количество файлов в формате JPEG, мне кажется, что нет смысла экономить и лучше сохранять JPEG-файлы в наилучшем качестве.

   Недостатком файлов в формате JPEG, является ограниченная возможность их редактирования, что с успехом можно делать с файлами в формате RAW.

   Возвращаясь к «сырому формату» изображения следует сказать, что многие фирмы создают собственные форматы RAW:
         .dng – Adobe;
         .bay – Casio;
         .crw, .cr2 – Canon;
         .raf – Fujifilm;
         .nef, .nrw – Nikon;
         .raw, .rwl, .dng – Leica;
         .dcr, .kdc – Kodak;
         .orf – Olympus;
         .mrw – Minolta;
         .3fr – Hasselblad;
         .erf – Epson;
         .raw, .rw2 – Panasonic;
         .ptx, .pef – Pentax;
         .r3d – Red One;
         .srw – Samsung;
         .x3f – Sigma;
         .arw, .srf, .sr2 – Sony,
   которые «проявляются» специальными программами «проявщиками» RAW.

   Недостатком такого обилия форматов является необходимость использовать программы, которые прилагают поставщики. Эти программы позволяют широко корректировать само изображение, но, как правило, не позволяют много такого, что можно делать в универсальных фоторедакторах, например, изображения поворачивать, обрезать и т.д..

   Но среди всех этих форматов находится один – формат dng, созданный фирмой ADOBE, создателем всем известного фотошопа (PHOTOSHOP). Этот формат не менялся с самого начала его создания и «проявляется» в любой версии редактора, что не скажешь о других форматах RAW, для которых каждый раз с обновлением аппаратуры требуется обновление весьма недешевого редактора. Поэтому наличие в фотоаппарате дополнительного формата RAW – dng, является большим плюсом и возможность использовать один редактор с имеющемся в его составе «проявщика» (в Photoshop это Adobe Сamera Raw). По крайней мере, до сегодняшнего момента стандарт на формат dng не менялся.

   Возникает вопрос, в каком же формате лучше сохранять изображения в памяти фотоаппарата? Перед тем, как решить для себя этот вопрос, рассмотрим достоинства и недостатки каждого из форматов.

   Преимущества JPEG:

•      Довольно часто изображение в формате JPEG, сформированное хорошей камерой, лучше изображения созданного неумелой рукой из RAW формата даже в продвинутом фоторедакторе.
•     Съeмка в JPEG экономит время в последующей обработке изображений.
•    Файлы в формате JPEG занимают намного меньше места. Бывают ситуации, когда весь объем карты памяти уже заполнен, а необходимо еще продолжать фотосъемку. Для облегчения ситуации в некоторых современных фотокамерах имеется возможность преобразовать файлы в формате RAW в файлы в формате JPEG внутрикамерными программными средствами. Удалив ненужные файлы RAW можно увеличить свободное пространство карты памяти.
•    Поскольку маленькие файлы быстрее записываются на карту памяти, буфер фотоаппарата также освобождается быстрее, что при серийной съёмке позволяет делать более длинные серии. Также результат автоматизированных процессов съемки, таких как, например, съемка панорамы, сохраняется в виде JPEG файлов.
•    JPEG – самый универсальный и популярный графический формат. Фотографии в JPEG сразу же после съёмки полностью готовы к использованию. Для их просмотра написано множество программ-просмотровщиков. Файлы в этом формате принимаются в минилабах для печати фотографий и используются для печати в принтерах.


   К недостаткам формата JPEG относятся:

•    Ограниченная возможность редактирования изображения.
•    Разрядность цвета данного формата равна 8 (256 градаций цвета), что снижает плавность цветовых переходов по сравнению с возможностью RAW файлов.


   Преимущества RAW:

•     RAW-файлы имеют разрядность от 12 до 14 бит (4096 – 16384 градаций цвета), что снижает риск возникновения пастеризации изображения при глубоком редактировании. RAW позволяет осветлять («вытягивать») темные участки изображения намного лучше JPEG.
•     Диапазон изображения (фотографическая широта) RAW-файла на несколько ступеней больше, чем у JPEG, что немаловажно при съёмке в условиях контрастного освещения.
•     RAW-файл при «проявке» позволяет проводить широкие манипуляции с цветом изображения вплоть корректировки баланса белого цвета.
•     Такие параметры изображения, как яркость, контраст, цветовая насыщенность, подавление шума, повышение резкости и прочее, легко поддаются регулировке.


   Недостатки файлов формата RAW:

•    Большой размер файлов.
•    Большое разнообразие формата RAW у разных производителей. Кроме того, производители фотокамер со сменой модели часто меняют и стандарт собственных RAW-файлов, что требует обновления фоторедакторов. В случае с платными редакторами это весьма накладно.
•    Различные RAW-конвертеры интерпретируют RAW-файл по-разному, что с одной стороны усложняют выбор конвертора, а с другой стороны позволяет фотографу выбирать программу в соответствии со своим вкусом и требованиями к качеству снимка.


   Из сравнительных характеристик двух форматов файлов можно сделать вывод: если у вас нет желания или возможности к сравнительно продолжительной и сложной процедуре обработке файлов в формате RAW и ваш аппарат делает неплохие JPEG изображения, то ваш выбор JPEG. Если вы хотите творчества или качество JPEG вашей камеры вас не удовлетворяют, то ваш выбор – RAW.

   Но есть двойное решение – многие камеры позволяют снимать в обоих форматах RAW+JPEG. Конечно, здесь присутствует дополнительный расход памяти фотоаппарата, но зато вы имеете возможность просматривать и при желании использовать для печати с минимальной обработкой файлы JPEG, а в сложных случаях корректировать изображение на стадии «проявки» RAW. Это особенно актуально, если RAW вашего аппарата не в формате dng.

  

Wi-Fi модуль в фотоаппаратах

В настоящее время практически все смартфоны и планшеты оснащены Wi-Fi модулями, что обусловлено широким распространением линий беспроводной связи и модой на социальные сети. Первые фотоаппараты с встроенными модулями Wi-Fi были выпущены в конце 2005 года фирмой Nikon (Coolpix P1 и P2), но в свое время не нашедшие широкую популярность.

   Сейчас все больше фотокамер оснащается модулями беспроводной связи. Это позволяет использовать смартфоны и планшеты для внешнего управления съемочным процессом фотоаппаратов (например, регулировать выдержку, диафрагму и т.п.), использовать их в качестве внешних видоискателей (например, при фотоохоте) и т.д.

   При передаче фотографий по Wi-Fi в некоторых случаях можно вводить информацию о геоданных полученных от смартфона (планшета) или встроенного, или внешнего GPS-модуля фотоаппарата. Ну и самое очевидное – фотографии можно сохранять в облачных хранилищах или передавать в социальные сети чуть ли не в момент фотосъемки.

фотограф

Блок GPS в фотоаппаратах

GPS - Global Positioning System – определение координат при помощи спутниковой связи. Устройство (приемник) GPS осуществляет прием сигналов с нескольких спутников и вычисляет координаты – широту, долготу места, где находится данное устройство.

   В GPS-навигаторах и мобильных телефонах эти данные используются для указания места на карте предварительно установленной в память устройств.

   Т.к. в фотоаппаратах обычно нет функции показа точки нахождения на карте, то данные GPS записываются в методанные изображения. В последствии на персональном компьютере пользуясь специальным программным обеспечением можно увидать точку съемки на карте. Особенно это удобно при длительном путешествии и большом количестве отснятого материала.

   Еще одной полезной функцией использования GPS является коррекция наклона матрицы при астросъемках, естественно если фотоаппарат позволяет это сделать. Например, это осуществлено в современные фотоаппаратах Pentax, имеющие стабилизатор матриц в корпусе аппарата. Правда для этого требуется внешний приемник GPS, который устанавливается в башмак внешней вспышки. Приемник приобретается отдельно.

  

  

Выбор компьютера для фотолюбителя

   фотограф Последнее, что мы обсудим, прежде чем приступить собственно к выбору фотоаппарата, аксессуаров, организации съемочного процесса и других интересных вещей, это выбор оборудования для просмотра, редактирования и подготовки для печати – компьютера.

   В настоящее время существуют несколько разновидностей компьютеров: стационарные персональные компьютеры (ПК), ноутбуки, планшеты. Выбор типа компьютера зависит от задач, которые вы себе ставите и от толщины вашего кошелька. Если вы не собираетесь заниматься редактированием фотографий и некритически подходите к качеству изображений, то вам в принципе подойдет любое устройство. Но для тех фотолюбителей-путешественников, да и для просто фотолюбителей, рассмотрим вопрос, какой же нужен компьютер для редакции и подготовки изображений к просмотру, печати или создания видеопрезентаций.

   Надо сразу определиться, что выбрать ПК или ноутбук. Преимущество ноутбука перед ПК мобильность и компактность, теряется в случае, когда мы обращаемся к производительности и качеству монитора того и другого представителя компьютерной техники.

   Первое с чего надо начать – это с выбора монитора. Существует мнение (и я его поддерживаю), что лучше потратить больше денег на качественный монитор, чем на остальное компьютерное оборудование.

   Качественный монитор необходим для правильной работы с цветом изображения. Матрица современного монитора бывает, как правило, либо TN, либо IPS. TN – это самая простая и дешевая матрица имеет слабый контраст, небольшое число градации цвета, малые углы обзора и плохо поддается калибровке (подстройке для работы с цветом), поэтому она не подходит для работы с фотографиями. Изображение на таких мониторах будет сильно разниться с действительным изображением.

   Отсюда можно сделать вывод, что использовать ноутбуки для редактирования и просмотра фотографий не рекомендуется по причине, что в большинстве случаев там как раз используются TN матрицы. Исключение составляют некоторые ноутбуки фирмы Aple и Asus. Возможно, имеются и у других фирм ноутбуки с матрицами IPS, но я о них не знаю. Кроме того, размеры мониторов по понятным причинам меньше требуется для комфортной работы с изображениями. Ну и конечно такие ноутбуки достаточно дорогие.

   Возможным выходом из положения может подключение дополнительного монитора с IPS матрицей через разъем HDMI. Существует несколько разновидностей IPS матриц, они обозначаются разными индексами, например, H-IPS, S-IPS, E-IPS и т.д. Большую точность цветопередачи и 30 bit градаций цвета обеспечивают матрицы P-IPS, но их качества компенсируются ценой, в разы превышающей другие разновидности IPS матриц.

   Поэтому для любительской фотографии подойдет любая IPS матрица. Важным вопросом является размер матрицы монитора. Оптимальным размером для монитора в нашем случае считается монитор с диагональю 22’’ – 27”. Оптимальное разрешение 1920х1200. Ноутбуки с размером матрицы более 15”слишком грамоздки и тяжелы, монитор с диагональю меньше 13” некомфортен в работе.

   Выбор покрытия монитора не важен и зависит от ваших предпочтений. При возможности хорошо иметь два монитора – один служит для вывода изображения, второй для служебных целей. Дополнительный монитор может иметь TN матрицу. Но для этого потребуется видеокарта с двумя выходами.

   Системный блок или начинка ноутбука должны быть как сейчас говорят «заточены» под работу с изображениями. При работе с изображениями процессор компьютера совершает огромное количество вычислений, поэтому для ускорения обработки изображений требуется высокая скорость процессора и желательно его многоядерность с поддержкой 64 разрядной операционной системой.

   В настоящее время практически во всех ПК устанавливаются процессоры двух фирм Inel и AMD. При работе процессор выделяет много тепла, которое надо отвести от него. Считается, что Intel – процессор дорогой, но быстрый и греется не сильно – не требует мощной системы охлаждения и дорогой материнской платы, а AMD – процессор относительно дешевле и греется относительно сильнее, требует более мощного охлаждения и относительно более дорогой материнской платы.

   Для оптимальной работы с графикой компьютер должен иметь не менее 4 Гбайт оперативной памяти.

   Жесткий диск в идеале должен состоять из быстрого SSD диска (твердотельный винчестер) с емкостью не менее 256 Гб и традиционного жесткого диска большой емкости. На первом винчестере будет располагаться система и программа для редактирования графики, а на втором – файлы изображений. Если такая конфигурация окажется слишком дорогой, то можно обойтись и одним жестким диском, главное чтобы система и файлы изображений были разнесены по разным логическим дискам.

   Материнская плата может быть не слишком навороченная, главное, чтобы она поддерживала работу процессора и имела возможность подключения достаточного количества разъемов USB.

   Объем винчестера, каким бы он не был огромным, всегда заполняется полностью. Чтобы освободить жесткий диск от накопившейся информации требуется резервное копирование и очистка диска. Резервное копирование полезно даже тогда, когда основной жесткий диск не переполнен – т.к. меньше вероятность потерять ценные кадры в результате каких либо сбоев компьютера. В настоящее время выпускается много различного оборудования для резервного копирования.

   Считается, что видеокарту желательно иметь отдельную, невстроенную в материнскую плату, т.к. отдельные программы с целью уменьшения нагрузки на центральный процессор в вычислениях при обработке графики задействуют видеокарты.

   Что касается корпуса, то предпочтительно иметь жесткий, имеющий встроенные вентиляторы корпус с блоком питания большой мощности.

   Конкретную конфигурацию указать сложно ввиду различных финансовых возможностей фотолюбителей. В любом случае лучше работать на медленном компьютере, но с хорошим монитором, чем на быстром и с некачественным монитором. фотограф













                [1]   <<<<< Перейти к продолжению >>>>>   [3]   [4]   [5]   [6]