Мое хобби – фотографирование

фотограф   Человек ест, для того чтобы жить и живет, для того чтобы есть. Но, отвлекаясь от этого в целом приятного занятия, человеку иногда хочется заняться чем-то еще.

   Например, собирать марки. Сейчас есть, конечно, иногда люди, которые собирают не просто почтовые марки, эко невидаль – мы все те, кто старше N лет занимались этим, а собирают автомобильные марки вместе с автомобилями.

   Но я не про них. Я о тех, кто совмещает приятное с полезным. Так вот одним из таких занятий или как говорят в народе «хобби» является фотография, особенно, когда она совмещается с длительными прогулками на свежем воздухе.

   Даже если вы ходите по одному и тому же маршруту, то, имея при себе фотоаппарат, вы каждый день можете делать замечательные снимки, фиксируя жизнь вокруг вас. Так один фотограф, правда, не из нашего района, а там за границей, делал ежедневно фотоснимки одно и того же места и тем прославил свое имя так, что о нем писали в толстых глянцевых журналах. Впрочем, это не главное. А главное, что, двигаясь, мы сжигаем лишний жир и сахар в организме, не изнывая от однообразного движения.

   Занимаясь фотографией много лет, я никогда не стремился на этом зарабатывать, хотя я знаю некоторых людей, кто успешно продает свои фотографии. Мне же достаточно того, что я получаю удовольствие от этого дела и как дополнительный бонус каждый выходной я провожу на прогулке не менее четырех-пяти часов. Конечно, можно гулять и, не отягощая себя тасканием различных железно-пластмассово-стеклянных штук, и просто наблюдать окружающую тебя действительность, но как же приятно потом созерцать ту частичку бытия, которую удалось сохранить посредством хотя и бездушного, но любимого копира.

   Поэтому, несмотря на то, что Интернет заполнен статьями, посвященными фотоделу, я все же хочу внести и свою лепту, посвятив цикл статей начинающим фотолюбителям-путешественникам.

   Практически у каждого сейчас есть мобильный телефон. Странно, как мы могли обходиться без него в недалеком прошлом. Так вот, почти в каждом телефоне присутствует фотокамера, и тем самым в мире существуют несколько миллиардов потенциальных фотолюбителей-фотографов. Но в моем понимании, люди «фоткающие» и делающие «селфи» к племени настоящих фотографов также относятся, как графоманы соотносятся с поэтами. Настоящая фотография это произведение искусства, которая доставляет эстетическое удовольствие или вызывает какие-то чувства – гнев, сострадание, восхищение, участие, а также улыбку у неравнодушного зрителя.

   Конечно, с каждым годом мобильные телефоны оснащаются новыми камерами с улучшенными характеристиками, но получить изображение достойного качества, которое можно рассматривать на печатном оттиске или на экране большого монитора невозможно из-за физических ограничений оптики фотокамер телефонов. Возможно телефонная фотография (сейчас умудряются снимать даже коммерческое кино на телефон) кого-то устраивает, но я отношусь к качеству таких изображений скептически.

   Ниже речь будет идти о традиционных, пусть и цифровых фотоаппаратах. Я расскажу, как выбрать фотоаппарат и аксессуары для конкретных видов фотосъемки. О частых ошибках начинающих фотолюбителей при фотографировании. Будут затронуты вопросы по обработке изображений в простых бесплатных фоторедакторах.

   Для начала хочу расшифровать некоторые термины и понятия, используемые в фотоделе и которыми нам придется пользоваться.

Фотоаппарат (фотокамера)

Фотоаппарат Фотоаппарат – это устройство, которое с помощью объектива проецирует изображение снимаемого объекта на фоточувствительный элемент фотопленку или фотоматрицу. Светочувствительный слой (эмульсия) соответствующим образом реагирует на свет и в результате химических реакций в среде «проявителя» и «закрепителя» на пленке остается изображение. Матрица фотоаппарата преобразует свет в электрические сигналы, которые считываются специальным устройством и запоминаются на карте памяти.

   Благодаря изобретению фотоматрицы значительно упростился весь процесс фотографии.        Первоначально фотоаппараты были очень громоздки и тяжелы, длительность съемки одной фотографии был столь долгим, что если надо было сфотографировать человека, его зажимали в специальных струбцинах. Изображение получали на стеклянных пластинах со светочувствительным слоем. После их проявляли в специальных химических растворах.

   Полученное изображение было негативным, и нормальное позитивное изображение получали методом контактной печати. Естественно получаемая фотография была небольших размеров. В последствии после изобретения фотопленки удалось создавать фотоаппараты очень маленьких размеров и при этом получать после проекционной печати достаточно крупные снимки.

   Цифровая эра, упростив процесс фотографирования и обработки изображений, тем не менее, требует для получения качественных изображений качественной оптики – объективов, которые ограничивают миниатюризацию фотоаппаратов.

   Отличительным элементом цифровых аппаратов является матрица. Матрица характеризуется геометрическими размерами, числом элементов (пикселов), шумностью и рядом других параметров.

   Для получения цветного изображения на матрицу помещают цветной фильтр, состоящий из трех элементов RGB ( красный, зеленый, синий ), таким образом каждая цветная точка формируется информацией полученной от трех соседних пикселов. Но на практике «зеленых» пикселов два, это связано с особенностью глаза человека и организацией получения яркостной информации изображения.

   Число точек (пикселов,) укладывающихся на единицу длины (например, на 1 мм) называется разрешением.

   На практике разрешение указывается в пикселах на дюйм (от английского – pixels per inch – ppi).

   Обычно принято:

72 ppi – cтандартное разрешение для компьютерных мониторов или отпечатков, разглядываемых издали (например, постеров). При близком расстоянии пиксели заметны.

150 ppi – достаточно высокое разрешение, чтобы глаз не замечал отдельных пикселей и воспринимал картинку как целое.

300 ppi – фотографическое качество печати. Дальнейшее увеличение разрешения нужно, только если отпечаток будут рассматривать через увеличительное стекло.

   Кстати, в принтерах разрешение изображения при печати указывается в dpi (dots per inch — точек на дюйм).

   Не вдаваясь в расчеты, можно сказать, что если вы хотите напечатать свои шедевры в цифровых фотолабораториях, то для печати снимка размером А4 (приблизительно 30 на 20 см) для фотографического качества печати матрица вашего фотоаппарата должна иметь не менее 10 Мпикс. Понятно, что для просмотра фотографий на мониторе матрица может иметь разрешение в разы меньше.

   Часто разрешение матрицы указывается в числе пар линий на мм. Этот параметр позволяет сравнивать различные матрицы по разрешающим способностям. Чем этот параметр больше, тем больше мелких деталей можно получить на снимке.

   Кроме количества пикселей матрица характеризуется физическим размером. Приведу некоторые размеры наиболее применяемых матриц в настоящее время:
среднеформатные матрицы     (43 – 54) х (32 – 41) мм,
полный кадр (FF – fullframe)     36 х 24 мм,
APS-C (у разных фирм размер матрицы
немного отличается)
    приблизительно 24 х15 мм,
4/3” или система micro 4/3     17,3 х 13,0 мм,
1”     12,8 x 9,6 мм,
1/2,3”     6,16 x 4,62 мм.
Разрешение матрицы и ее физический размер вступают в конфликт в части шумов матрицы. Не вдаваясь в физические процессы, протекающие в матрице можно сказать, что чем плотнее упакованы пикселы (т.е. чем они меньше размером), тем матрица шумит больше, особенно с повышением чувствительности системы матрица-устройство считывания. Понятно, что полнокадровые матрицы шумят гораздо меньше, чем матрицы с таким же разрешением, но с меньшими размерами.

   Матрицы отличаются по принципу работы. Сейчас существуют две основных технологии:

CMOS (КМОП – комплементарная логика на транзисторах); CCD (ПЗС – прибор с зарядовой связью).

   На подходе другие технологии, но они пока дороги и до конца не доработаны.

   Что касается изображения, то ностальгирующие фотографы считают, что цвета, получаемые CCD-матрицами, были лучше. Тоже можно сказать и о структуре шума. Так или иначе, но сейчас спорить бесполезно потому, что в настоящее время выпускаются в основном матрицы первого типа.

   Чувствительность матрицы. ISO. Чувствительность матрицы определяет минимальную освещенность объекта съемки для получения изображения на выходе матрицы. Чувствительность матрицы принято оценивать в единицах ISO. За начальную величину ISO принято число 50. Мы не будем вдаваться в теоретические вопросы возникновения этой величины, а примем ее за постулат. Шаг чувствительности принято считать кратным 2, т.е. следующая величина будет равна 100, потом 200 и т.д. Каждое изменение величины ISO в 2 раза называется стопом. Конечно фотоаппараты могут снимать и на промежуточных значениях ISO, но для удобства принято говорить об изменение чувствительности в стопах.

   Несомненно, что с ростом ISO возрастает уровень шумов. Совсем недавно качественное изображение можно было получить при величине ISO не более 400 единиц для матриц, к примеру, формата APS-C . Но с развитием техники удалось для этих матриц расширить диапазон чувствительности вплоть до значения 6400. И даже получать вполне приемлемые снимки при ISO=12800 единиц.

  

Объектив.

Объектив это оптико-механическое устройство позволяющее спроецировать изображения объекта на матрицу. В настоящее время объектив дополняется электромотором и даже микропроцессором.

   Правда фотоаппарат может обходиться и без объектива, в прошлом существовали так называемые камеры обскуры, где свет преломлялся при прохождении небольшого отверстия в стенке камеры и попадал на светочувствительную пластинку. Но в современных фотоаппаратах объектив обязателен и он играет очень большую роль в процессе формирования изображения.

   Одной из важных характеристик объектива является фокусное расстояние. фокусное расстояние

   От фокусного расстояния объектива зависит, какую площадь займет объект съемки на матрице, если расстояние от плоскости передней линзы объектива будет постоянным, а будет меняться только фокусное расстояние самого объектива.             

   Зависимость изменения размера картинки от фокусного расстояния: фокусное расстояние

   Объективы бывают с переменным фокусным расстоянием — так называемые зум-объективы (сокращенно «зумы») и фиксированным фокусным расстоянием (фотожаргон — «фиксы»).

   Диафрагма Перед тем как говорить о важном параметре объектива – светосиле, надо сказать о конструктивном элементе – диафрагме.

   Диафрагма это составная часть объектива служащая для регулировки светового потока проходящего через объектив.

   Диафрагма объектива (от греч. διαφραμα — перегородка) в оптических приборах — разновидность апертурной диафрагмы, позволяющая регулировать относительное отверстие объектива изменением диаметра проходящих через него пучков света. Такая регулировка используется для управления светопропусканием и глубиной резкости. Диафрагма объектива представляет собой непрозрачную перегородку с круглым отверстием переменного диаметра, центр которого совпадает с оптической осью.
                                                                                                           « Википедия»


   Диафрагма (или отверстие в светонепроницаемой перегородке) может изменяться ступенями, как это было в доцифровой технике и как это делается сейчас в большинстве объективов. Правда, по мере развития техники сейчас появились объективы с бесступенчатой регулировкой диафрагмы, что особенно важно для видеообъективов.

   Значения диафрагмы обратны диаметру отверстия диафрагмы и начинаются со значения равного светосиле объектива.

  Важным параметром является количество лепестков диафрагмы. Чем больше лепестков, тем больше отверстие диафрагмы приближается к правильному кругу, что в свою очередь влияет на такое качество фотографического изображения, как «боке». (О нем будет сказано ниже.)

   Светосила объектива

   Светосила — величина, характеризующая соотношение освещённости действительного изображения, даваемого оптической системой в фокальной плоскости и яркости отображаемого объекта. Светосила пропорциональна квадрату относительного отверстия оптической системы и определяет её световую эффективность.
                                                                                                          « Википедия»


   Как правило, любой объектив состоит из нескольких линз. При прохождении света через объектив часть светового потока теряется в этих линзах и соответственно в меньшей степени засвечивает матрицу. Таким образом, способность объектива пропускать световой поток при полностью открытой диафрагме называется светосилой.

   Существует немало способов, которые могут улучшить светосилу объективов, из которых самый эффективный — применение просветленных линз, проходя через которые, свет будет терять минимум своей интенсивности.

   Светосила – ее значение выражают при помощи цифровых коэффициентов. Чем меньше значение коэффициента светосилы, тем больше света пропускает объектив. Как правило, светосила совпадает с наименьшим числовым значением диафрагмы. Влияние светосилы на получение изображения в фотоаппарате мы рассмотрим ниже, когда речь пойдет о выборе фототехники.

   Фокусировка объектива Для получения четкого изображения на матрице (фотопленке) объектив должен быть сфокусирован на том предмете или группе предметов, которые мы хотим сфотографировать.

   Исторически, по понятным причинам, в начале применялось ручное фокусирование изображение на специальном матовом экране фотоаппарата. Изменяя фокусное расстояние объектива, добивались получения резкого изображения объекта съемки на матовом экране. После фокусировки экран заменялся на светонепроницаемую кассету с фотопластинкой, вынималась заслонка кассеты и аппарат был готов к съемке. С началом применения фотопленки фокусировка стала осуществляться двумя методами: при помощи дальномеров или зеркал, которые проецировали световой поток через пентапризму на матовый экран, правда меньшего размера, чем при фотографировании на фотопластинки.

   С развитием микроэлектроники и появлении полупроводниковых фотоматриц появилась возможность автоматизировать процесс фокусировки. Существуют два метода фокусировки контрастный и фазовый. При контрастном методе фокусировка происходит медленно, что затрудняет съемку подвижных объектов. Но его преимущество заключается в простоте. Фазовый метод быстр, но достаточно сложный, т.к. требует дополнительного зеркала и юстировки крепления датчиков фокусировки.

   Сейчас появился совмещенный или гибридный способ фокусировки. Подобные системы используются во многих беззеркальных фотоаппаратах, а также в некоторых зеркальных аппаратах. Суть способа заключается в том, что фазовые датчики расположены прямо в теле матрицы. Таким образом фазовые датчики обеспечивают первичный быстрый автофокус, а точная фокусировка изображения осуществляется после анализа контраста изображения. При этом вся система весьма компактна и не требует механической юстировки.

   Выдержка – время, в течение которого происходит засветка матрицы (или фотопленки). Выдержка отсчитывается в секундах или долях секунды. Например, на экране фотоаппарата можно увидать значения 1’’ – выдержка равна 1 секунде или к примеру, 1/100 – выдержка равна 1 сотой секунды.

   Экспонирование (засветка фоточувствительного слоя или матрицы) – выдержка при определенной диафрагме

   Экспопара – определенное сочетание выдержки и диафрагмы для получения правильно проэкспонированного снимка.

   Экспокоррекция – ручная коррекция выдержки определенная автоматикой фотоаппарата.

   Глубина резкости избражаеиого пространства (ГРИП) – глубина резкости, это зона, где объекты отображаются на снимке с максимальной резкостью для данных условий фотосъемки. ГРИП зависит от метрического расстояния до объекта (объектов), фокусного расстояния и диафрагмы объектива, который используется при данной фотосъемке. грип Иными словами, чем больше фокусное расстояние и меньше диафрагма (больше отверстие диафрагмы), тем меньше зона резкости.

   Стабилизатор изображения Применение стабилизатора изображения в фотокамерах вызвано тем, что для получения качественного изображения требуется чтобы камера во время съемки была неподвижна. Несоблюдение этого правила ведет к смазу изображения. Наилучшую стабилизацю положения камеры осуществляет штатив. Но применение штатива не всегда возможно (например, любительская съемка в музее) или неудобно.

   Считается что съемку с рук можно производить с выдержкой не более чем 1/фокусное расстояние объектива. Так если фокусное расстояние равно 100 мм, то выдержка должна быть не длиннее 1/100 секунды. Но такую выдержку не всегда возможно осуществить из-за низкой освещенности объекта съемки. Повышение чувствительности приводит в свою очередь к повышению шумов.

   Применение стабилизатора, как утверждают некоторые производители фотоаппаратуры, повышает длительность выдержки при съемки с рук до 5 стопов.

   Стабилизатор может конструктивно располагаться либо в объективе, либо в корпусе фотокамеры. В последнее время считается, что расположение стабилизатора в теле камеры позволяет повысить качество стабилизации (лучшие стабилизаторы осуществляют стабилизацию по 5 осям), одновременно упростить конструкцию и снизить стоимость объективов.

   Еще несколько терминов, которые нам потребуются для дальнейшего разговора.

   Затвор – механическое или в современных аппаратах электромеханическое устройство, которое закрывает матрицу и перекрывает световой поток, падающий на матрицу. В настоящее время появился еще и электронный затвор, который не перекрывает световой поток, а блокирует работу матрицы. Электромеханические затворы бывают: апертурными, центральными и т.д. Подробно о затворах можно прочитать в «Википедиии».

   Видоискатель – это оптическое или электронное устройство (иногда бывает комбинированным), которое позволяет вести визуальный контроль объекта съемки. Часто в поле видоискателя выводятся параметры съемки. Удобен в условиях фотосъемки при ярком окружающем свете.

   Оптический видоискатель представляет собой оптическую конструкцию, состоящую из нескольких линз. Одним из достоинств оптического видоискателя является то, что он не потребляет энергии, но ввиду своей конструкции не может использоваться в фотоаппаратах со сменными объективами. К недостаткам оптического видоискателя также можно отнести эффект параллакса, при котором наблюдается некоторое смещение изображения на матрице или пленке.

   Разновидностью оптического видоискателя является зеркальный видоискатель . зеркальный видоискатель

   В зеркальном видоискателе, как ясно из его названия, используется зеркало, которое транслирует изображение из объектива в окуляр.

   Преимуществом такого оптического видоискателя является независимость от используемого объектива. Недостатком является сложность и сравнительно большой вес стеклянной пентапризмы. Преимуществом оптических видоискателей является их энергонезависимость.

   Электронный видоискатель представляет собой небольшой высококачественный жидкокристаллический дисплей, помещенный в корпус камеры. К его преимуществам относится портативность и простота. Благодаря легкому видоискателю уменьшается размер и вес самого фотоаппарата. Современные качественные электронные видоискатели приближаются по своим качествам к оптическим, но их недостатком является большое потребление энергии по сравнению с оптическими видоискателями (оптические — электроэнергию не потребляют, энергия аккумулятора тратится только на вывод информации о съемочных параметрах в окно видоискателя).

   Дисплей – позволяет вести визуальный контроль объекта съемки, просматривать полученные изображения, зафиксированные в памяти фотоаппарата, работать с меню фотоаппарата и т.п. К сожалению, при ярком свете не всегда читаем. В последнее время появились сенсорные дисплеи, позволяющие прикосновением к экрану вводить информацию в фотоаппарат.

   Брекетинг (вилка) — в фотографии означает автоматическую съемку нескольких кадров с разным значением нужного параметра. Например, экспозиции.

   Экспопара — взаимосвязанное значение диафрагмы и выдержки для получения правильного и качественного изображения фотографируемого предмета.

   Вспышка – устройство, предназначенное для импульсного освещения фотографируемого объекта. Бывает встроенной в фотоаппарат или в виде внешнего дополнительного блока. Вспышка Иногда используется несколько синхронизированных вспышек, для получения объемного освещения объекта съемки. Вспышка характеризуется «ведущим числом» — оно представляет собой безразмерную величину, которое соответствует расстоянию в метрах, на котором вспышка способна нормально осветить снимаемый объект при диафрагме f1 и чувствительности ISO 100. То есть, вспышка с ведущим числом 20 при ISO 100 и диафрагме f1 светит на 20 метров.

   Реальную дальность действия вспышки можно рассчитать, поделив ведущее число (20) на диафрагменное число (например, f3,5). Таким образом, с объективом, имеющим указанную диафрагму, вспышка создаст нормальное освещение на расстоянии 5,5 метров.

   Понятно, при других значениях диафрагмы и чувствительности ISO дистанция освещения для конкретного аппарата будет другой. Встроенные вспышки обычно имеют ведущее число, как правило, не более 20, внешние вспышки – до 60 и больше.

  

Карты памяти (флешки)

Если совсем недавно надо было все время считать оставшиеся кадры на фотопленке, то теперь карты памяти цифровых фотоаппаратов позволяют записать до нескольких сотен кадров изображения на одну карту памяти. Сегодня на рынке имеется несколько типов карт памяти разнящихся объемом и скоростью записи/считывания информации.

   Sequre Digital (сокращенно – SD-карта) – сейчас это самый популярный формат, которые представлен разными модификациями. Обычная SD – устаревший тип: он вмещает максимум 4 Гб, что нынче очень мало для хранения фото и видео.

   карта памяти SDHC (High Capasity) – накопитель большего объема. Эта карта может вмещать до 32 Гб объема информационных данных. Надо думать, что вы врядле будете пытаться ее использовать в фотоаппаратах, выпущенной до 2006 года, так как она несовместима с ними.

   Наибольший показатель емкости – у формата SDXC (eXtended Capacity). Здесь может храниться до 2 терабайт информации. Карта обладает высокой скоростью записи/чтения информации, но может быть несовместима даже с несовсем старыми моделями фотокамер.

   Я рекомендую перед покупкой карты памяти (флешки) изучить данные, приведенные в инструкцияии (мануале) на конкретную камеру, в части применения карт памяти.

   Разновидностью SD карты является ее микроверсия – microSD. Ее часто применяют в телефонах, планшетах и т.п. В принципе ее можно применять в фотоаппаратах через специальный адаптер, но такое применение не очень приветствуется, т.к. снижает надежность работы флешки, что может привести к потере важных кадров.

   В свое время в профессиональных фотоаппаратах и старых камерах любительского уровня применялась Compact Flash, которая до сих пор наиболее скоростная по записи/чтению информации. У некоторых CFast версии 2.0 непревзойденные характеристики: скорость для чтения может достигать 515 МБ/c, а показатели записи доходят до 440 МБ/c. Минимальный объем Compact Flash 64 Гб, а максимум 128 Гб.

   Некоторые производители фотоаппаратуры применяли карты памяти собственного типа, например, Memory stick duo SONY, xD-Picture использовался только для OLIMPUS и FUJI. Однако, сейчас эти производители используют широко распространенные SD флешки.

   NIKON же, только для профессиональной техники, делает ставку на выпуск новых карт – линейки XQD, которые обладают большим емкостным потенциалом и высокими скоростями.

   карта памяти

   При выборе карты памяти для фотоаппарата следует руководствоваться следующими критериями:
1. типом карты памяти рекомендованным производителем фотоаппаратуры;
2. объемом памяти ( обычно производитель фотоаппаратуры приводит число снимков, которые можно разместить в памяти карты в зависимости от формата и качества снимков). На мой взгляд оптимальный объем – 16Гб или 32 Гб;
3. скорости записи (скорость чтения не столь важно), если в инструкции на фотоаппарат не указано другое, рекомендую применять карты SDXC;
4. надежностью карты (желательно приобретать карты известных брендов).

   Рекомендую не стремиться к максимальному объему карты памяти, на мой взгляд лучше иметь пару-тройку карт, т.к. в случае выхода из строя (что иногда случается) одной карты, сохраниться какая-то часть кадров. Эта рекомендация недействительна, если фотоаппарат используется для видеосъемки в высоком качестве 4К, для которой требуются большие объемы памяти.

Источники электропитания фотоаппаратуры

В качестве источников электропитания в фотоаппаратуре применяются неперезаряжаемые и перезаряжаемые элементы. В качестве неперезаряжаемых элементов используются батарейки марганцево-цинковые щелочные, именуемые так же алкалиновыми (или алкалайновыми - от термина alcaline) или литиевые.

   карта памяти

   Литиевые элементы отличаются очень большой энергоемкостью, самым низким показателем саморазряда в нерабочем (неподключенном) состоянии, способностью отдавать максимальный ток за короткий промежуток времени (у других типов элементов большой ток разряда приводит к разрушению металлического стакана и, соответственно, к потере герметичности).

   Литиевые элементы, как и алкалиновые, производятся в корпусах формата АА. Общим недостатком неперезаряжаемых элементов является их относительно высокая стоимость, особенно это касается литиевых батарей. Литиевые батареи формата АА также весьма дефицитны. Достоинства алкалиновых батарей их широкое распространение.

   Однако в последнее время производители фотоаппаратов отказываются от применения батареек и практически везде применяют литивые аккумуляторы.

   Как правило производители имеют свой форм-фактор аккумулятора несовместимый с фотм-факторами других.

   Достоинство литиевых аккумуляторов перед другими типами в том, что они имеют большую удельную емкость и низкий саморазряд. Как указывается в некоторых Интернет-изданиях, срок службы таких аккумуляторов достигает не более двух лет.

   Но исходя из своей практики могу сказать, что некоторыми аккумуляторами я пользовал не менее семи лет, без значительного уменьшения их емкости.

   Единственно сразу хочу предостеречь, что зарядку аккумуляторов надо проводить во внешнем зарядном устройстве, даже если у производителя фотоаппаратуры допускается зарядка в корпусе аппарата.

   Для съемок в условиях студии иногда применяются специальные сетевые адаптеры.

   Перейти к продолжению >>>>>   [2]   [3]   [4]   [5]   [6]